19.09.2023

529

7

Иванов Олег Борисович

Олег Борисович обладает глубокими знаниями и многолетним опытом в укладке тротуарной плитки. Он владеет различными техниками и методами, чтобы создать прочную и красивую плиточную конструкцию.

Монолитный бордюр – это относительно новая технология, позволяющая создавать бесшовные ограждающие конструкции. Установка таких элементов происходит вручную или при помощи специализированных формовочных машин. Ключевыми преимуществами решения становится монолитность, возможность создания бортовых конструкций любого размера и протяженности, долговечность, прочность и аккуратный внешний вид. Для изготовления монолитного бордюра своими руками потребуется минимальный набор оборудования и материалов. Расскажем подробнее о технологии и вариантах ее воплощения.

Что означает понятие?

Монолитный бордюр из бетона представляет собой ограждающее сооружение, которое отделяет тротуар от дороги, разграничивает садовые клумбы от проезжей или пешеходной зоны. Применение таких конструкций также позволяет выделить территорию детской или спортивной площадки, обозначить подъезды к домам и административным зданиям.

Выполненные по бесшовной технологии, монолитные бордюры отличаются прочностью и износоустойчивостью. Из-за отсутствия швов снижается вероятность проникновения влаги в поры материала. Соответственно, при колебаниях температуры не происходит промерзания и разрушения внутренних связей готового поребрика.

Поскольку установка сооружения происходит непосредственно на месте, можно менять форму и конфигурацию дорожного и садового бордюра. Выполнять проекты любой сложности, собирать ограждения неограниченной длины и с нужными характеристиками по высоте, ширине, глубине.   

Цели применения монолитного бордюра

Основные сферы использования и функции монолитного бортового камня зависят от того, из какого материала изготовлена конструкция, какая технология лежит в основе производства, и какую форму имеет сооружение.

Изделия изготавливаются методом вибролитья и вибропрессования. В первом случае формирование заготовок и упрочнение базовой смеси происходит под действием вибрации. Во втором – на заготовку одновременно действует вибрация и повышенное давление. В результате продукция получается прочнее, тверже и долговечнее.

Исходя из технических характеристик и области применения, выделяются следующие разновидности бетонных монолитных бордюров:

  • Дорожный – устанавливается для разграничения магистральных и городских дорог, проездов между домами и кварталами. Высота и ширина конструкций должна быть не менее 30 см и 15 см соответственно, протяженность не ограничена.
  • Тротуарный – по функции и внешнему виду имеет сходство с предыдущим вариантом, однако отличается уменьшенными размерами. Такие изделия создаются высотой от 20 см и шириной не менее 8 см. Укладываются для разграничения автомобильных парковок, детских площадок, частных домовладений.
  • Садовый – по внешнему виду и размерам практически не отличается от тротуарного, но его ширина и высота могут быть изменены. Сферы использования таких изделий – ограничение площади клумб, грядок, цветников, тротуаров и пешеходных дорожек.
  • Ландшафтный – выполняет декоративную функцию, параметры по высоте и ширине достигают 15 см и 10 см соответственно. По форме может быть как стандартным, так и овальным, волнообразным. Часто выполняется в различных цветах.

Инструменты и приспособления для монтажа

Изготовить монолитный бортовой камень можно собственными руками, используя для этого бетономешалку. Дополнительно потребуется погружной строительный вибратор и лопата для засыпания сухой смеси. В процессе монтажа также понадобится емкость для переноски раствора, измерительные инструменты, мастерок и шпатель для нанесения и выравнивания смеси.

Технология и правила установки

Технология устройства монолитного бордюра более трудоемкая по сравнению с укладкой готовых поребриков. В данном случае все работы выполняются на месте, для монтажа конструкции требуется предварительно вырыть траншею, которая по размерам будет на 5–10 см превышать ширину самой конструкции. Такой зазор является необходимым, поскольку потребуется устанавливать опалубку.

Процесс создания делится на следующие этапы:

  • Подготовка основания. На дно готовой траншеи укладывают слой щебня и песка, тщательно утрамбовывают основание.
  • Установка опалубки. Изначально по обеим сторонам траншеи вбивают удерживающие колья, например, металлические из стальной арматуры. В качестве опалубки допускается использовать деревянные доски или щиты, плоский шифер или пластиковые элементы. Если форма бордюра предусматривает изгибы, опалубку изготавливают из гибких металлических листов.
  • Укладка армирующего слоя. Армирование способствует повышению прочности и продлению эксплуатационного ресурса конструкции. Этот этап работ становится обязательным для монтажа монолитного бортового ограждения увеличенных размеров.
  • Заполнение опалубки бетонным раствором. Смесь готовят в соответствии с инструкцией производителя. После заливки раствора в опалубку его уплотняют, используя погружной вибратор. Если такого оборудования нет, то применяют металлическую арматуру: ее погружают в раствор и, не поднимая, энергично водят из стороны в сторону, выгоняя пузырьки воздуха.
  • Разглаживание поверхности. Чтобы избежать неровностей, мастерком или правилом выравнивают смесь.

Смесь в опалубке необходимо защитить от прямого солнечного воздействия, чтобы раствор просыхал и набирал прочность равномерно. Для этого опалубочную конструкцию накрывают плотным брезентом или аналогичным материалом. Периодически на протяжении недели сооружение требуется смачивать водой. Окончательное затвердение наступает через 28 суток.

Сложности, ошибки и их последствия

Несмотря на достаточно простую технологию обустройства монолитного бортового камня, выделяется набор типичных ошибок, из-за которых конструкция трескается, начинает крошиться и разрушаться. Отметим основные:

  • Устанавливать сооружение необходимо параллельно с укладкой тротуарной плитки, иначе нарушается целостность покрытия, и дорожка со временем начинает крошиться.
  • Обязательно дно траншеи уплотняют. Если этого не сделать, то в скором времени грунт начнет проседать, что приведет к разрушению бордюра.
  • Нужно непременно фиксировать опалубку штырями по сторонам. При несоблюдении этого условия снижается прочность конструкции.
  • Отсутствие армирующего слоя или неправильная укладка арматуры ведет к постепенному разрушению внутренней структуры материала при повышении нагрузок.
  • Недостаточное уплотнение бетонного раствора. Если не выгнать пузырьки воздуха после заливки смеси, при застывании бетона будут нарушены структурные связи, возникнут полости, в которые будет просачиваться влага.
  • Несоблюдение условий хранения на протяжении первых дней после бетонирования траншеи.

Плюсы и минусы использования монолитного бортового камня

К преимуществам монолитных бортовых ограждений относятся:

  • повышенная прочность конструкции;
  • стойкость к резким колебаниям температуры;
  • влагоустойчивость;
  • привлекательный внешний вид;
  • возможность создания необычных фигурных элементов;
  • упрощенный уход.

Среди недостатков отмечается трудоемкая технология обустройства бетонного бордюра, требующая установки опалубки и создания глубокой траншеи.

Заключение

Использование монолитных бордюров для оформления городских и частных территорий является распространенной практикой. Такие конструкции могут иметь практически любые размеры и форму, они служат долго, прекрасно выполняют возложенные на них функции. При соблюдении технологии установки и правильном уходе эксплуатационный ресурс сооружений достигает четверти века. Если потребуется, отдельные элементы легко восстанавливаются и ремонтируются.

Цены на укладку тротуарной плитки в свердловской области
УКЛАДКА ТРОТУАРНОЙ ПЛИТКИ ПОД КЛЮЧ
укладка на готовое основание – от 500 р/м2
по Екатеринбургу и всей Свердловской обл.
  • Гарантия на укладку 1 год:
  • Бесплатно устраним любые дефекты в гарантийный срок
  • Гарантия честной цены:
  • Назовем точную цену после замеров и закрепим ее в договоре


Рассчитайте стоимость плитки для вашего участка

12 форм плитки в 4х цветах