28.04.2023

2132

6

Дата изменения: 09.06.2023

Иванов Олег Борисович

Олег Борисович обладает глубокими знаниями и многолетним опытом в укладке тротуарной плитки. Он владеет различными техниками и методами, чтобы создать прочную и красивую плиточную конструкцию.

Укладка асфальта, тротуарной плитки или брусчатки предусматривает создание системы дренажа, которая позволит отводить избыток влаги с поверхности и не допускать образования луж. Если проигнорировать требование устройства такого инженерного сооружения, то покрытие долго не прослужит. Вода постоянно будет проникать в межплиточные швы и размывать основание. Вскоре это приведет к проседанию покрытия, деформациям, появлению ям, неровностей, которые нужно будет ремонтировать. Установка водосточных желобов решает эту проблему, не нарушая общей эстетики ландшафтного дизайна.

Зачем нужен водосток?

Бетонные водостоки – это простые и долговечные конструкции, которые помогают отводить дождевую или талую воду с поверхности, не допуская ее скапливания и просачивания в грунт. Устанавливаются они по краям садовых дорожек, тротуаров, автомобильных проездов. Поскольку изначально покрытие делается с уклоном, влага без проблем отводится в стороны и стекает в водоотводные лотки, откуда попадает в систему уличных ливневок или в дренажные колодцы на участке.

Виды бетонных лотков

Водоотводы бетонные изготавливаются с применением цемента или портландцемента методом вибропрессования или литья. Чтобы сделать конструкции прочнее, усилить жесткость изделий, дополнительно в состав добавляются металлические элементы (тонкая проволока или прутки), фиброволокно. Они повышают стойкость водостоков к внешним воздействиям, растрескиванию.

Если исходить из допустимых нагрузок, то желоба водоотводныебетонные делятся на следующие виды:

  • С250 – элементы используются для бытовых целей, подходят для монтажа по краям тротуаров и автомобильных магистралей с малой и средней проходимостью (парковки, подъезды к домам);
  • D400 – используются в местах с высокой интенсивностью автомобильного движения, речь идет об АЗС, гаражных кооперативах, промзонах;
  • E600 – помогают отводить воду с многополосных автомобильных магистралей, железнодорожных полотен, объектов промышленного назначения;
  • F900 – наиболее износостойкие изделия в своем классе, рассчитаны на повышенные эксплуатационные нагрузки, по характеристикам прочности подходят для обустройства взлетно-посадочных полос на аэродромах, в морских портах и на аналогичных объектах.

В зависимости от формы поперечного сечения для установки бетонных лотков водоотводных применяются профили:

  • U-образные – желоб выполняется в полукруглой форме, такие элементы разработаны для водоотведения на частных приусадебных участках;
  • трапециевидные – способны принимать большие объемы влаги, рекомендованы для промышленных объектов;
  • П-образные – отводят большие объемы влаги, рассчитаны на дренажные системы с повышенной нагрузкой.

Водосток тротуарный: преимущества бетонных изделий

Применение разных марок бетона в качестве исходного сырья для получения водосточных желобов придает конечным изделиям повышенные свойства прочности, износостойкости. Добавление в состав различных красителей решает проблему однообразного декора, поскольку элементы выпускаются не только стандартного серого цвета, но и красного, желтого, коричневого оттенка. К другим преимуществам такой продукции относятся:

  • стойкость к температурным перепадам;
  • экологически безопасный состав;
  • устойчивость к коррозии, растрескиванию, гниению;
  • длительный эксплуатационный ресурс;
  • сбалансированная стоимость.

Особенности производства и монтажа

Как было сказано выше, основу изделий составляет смесь цемента (портландцемента), воды и песка. Чтобы повысить эксплуатационные свойства, сделать продукцию морозостойкой, дополнительно используются пластификаторы и модификаторы. Подготовленную смесь равномерно распределяют по формам, после чего уплотняют. В зависимости от технологии, применяется:

  • вибролитье (состав утрамбовывают на вибростоле);
  • вибропрессование (форму одновременно подвергают воздействию вибрации и пресса).

Технология монтажа бетонных лотков предусматривает соблюдение нескольких этапов.

Выбор схемы установки лотков

Для устойчивости и выполнения функций водоотведения устанавливать изделия необходимо по определенным схемам. Выбор конкретной технологии зависит от назначения системы и места ее монтажа:

  • для асфальтовых покрытий используют лотки C250, устанавливают их на бетонную стяжку высотой от 15 см и на расстоянии от полотна до 10 см;
  • бетонные дорожки обрамляют таким образом, чтобы боковой шов составлял 10 см, а высота подложки – 15 см;
  • если используются дорожные плиты, то для лотков класса C250 боковой шов должен быть шириной 8 см, а высота подложки – 10 см, для желобов бетонных водосточных категории D400 оба показателя – по 10 см;
  • конструкции повышенной прочности, примыкающие к асфальту, устанавливают с боковыми швами от 15 см и на основание выше 20 см.

Подготовительные работы

Прежде чем начинать укладку бетонных водоотводных лотков, потребуется:

  • составить проект и рассчитать количество элементов;
  • на местности составить схему расположения основных компонентов водоотводящей системы, включая обозначение мест под пескоуловитель, смотровые колодцы и т.п.;
  • подготовить строительные материалы и технику, которая потребуется для подъема тяжеловесных конструкций, создания траншей.

Основные этапы работ по монтажу бетонных водоотводов

Когда подготовительный этап завершен, переходят непосредственно к укладке элементов. Последовательность работ следующая:

  1. Создают траншеи в соответствии со схемой расположения дренажной системы. Размер углубления должен быть шире водоотводящего лотка, чтобы можно было укрепить конструкцию и провести последующие работы по благоустройству территории.
  2. Дно траншеи уплотняют механизированными устройствами, засыпают песком и щебнем, после чего снова утрамбовывают.
  3. На дно полученной канавы выливают бетонный раствор и равномерно распределяют его по поверхности песчано-гравийной подушки.
  4. По свежему бетону ровно в центре канавы укладывают бетонные лотки. Благодаря такой особенности установки создается дополнительное сцепление элементов с поверхностью, что предотвращает их проседание и смещение.
  5. С боковых сторон желоба в свободное пространство заливают бетонный раствор, тем самым укрепляя конструкцию в земле.
  6. Соединение элементов друг с другом происходит за счет замковых креплений, для дополнительной герметичности швы допускается промазать герметиком на акриловой основе.
  7. На завершающем этапе сверху на водосток устанавливают защитно-декоративные решетки.

Если следовать этим правилам, то установить конструкции можно и самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов и не затрачивая дополнительные средства.

Нюансы выбора

Для создания системы ливневой канализации подбирают бетонные желоба, ориентируясь на размер изделий, их глубину, форму сечения. Если водосток устанавливается на частном участке, то рекомендуется использовать элементы класса C250. Они обходятся предельно дешево, при необходимости можно подобрать оттенок в цвет тротуарной плитки.

Вывод

Пренебрегать обустройством водосточной системы на участке не стоит, поскольку от этого инженерного сооружения во многом зависит долговечность дорожного и тротуарного покрытия. Система простая в установке, нуждается в минимальном обслуживании, при соблюдении условий эксплуатации служит десятилетиями.